Как стать успешным?

 

Встретился я тут недавно с одним молодым человеком. Встреча как встреча — таких у меня много бывает. Он получил степень бакалавра и пришел посоветоваться, куда ему можно дальше поступать в магистратуру. Такая привычная для преподавателя тема: где и как продолжить образование.

Уже во время разговора выяснилось, что у моего нового знакомого есть своя группа в одной из социальных сетей. Да не просто группа, а большая группа. Более ста тридцати тысяч участников. И главное — весьма динамично развивающаяся. Между делом он упомянул о двадцати сотрудниках — в общем, на сегодняшний день это больше, чем работает журналистов в редакции нашего журнала «Фома». Я что-то посоветовал моему новому знакомому, мы расстались и договорились еще раз встретиться.

Потом я сидел, вспоминал увлекательный рассказ увлеченного молодого человека и думал: вот, он хочет учиться журналистике. Это похвально. При этом у него уже есть средство массовой информации. Большое. Заметное. Нет, конечно, учиться всегда есть чему. Но он ведь и учится. Ежедневно. На практике. И, пожалуй, сам уже сегодня может вести какой-нибудь мастер-класс. Ну, например, по созданию, поддержке и продвижению групп в социальных сетях. То есть он сам может учить. В общем, где-то близко в моих мыслях замаячило уже недавнее выступление популярной блогерши Саши Спилберг в Государственной думе, и тут я остановился, потому что становилось как-то уж совсем грустно.

Еще каких-то десять лет назад такая встреча скорей всего была бы невозможна. Нет, конечно, молодые люди и прежде, бывало, рано начинали свой бизнес и даже нанимали на работу своих преподавателей. Но сегодня это связано с тем, что медийная среда стремительно и радикально меняется. Казалось бы, недавние споры о том, являются ли блоги средствами массовой информации, сегодня кажутся седым преданием глубокой старины. Спорить тут не о чем — на популярные блоги ссылаются журналисты, а сотни тысяч подписчиков именно их — эти блоги — воспринимают источником информации.

Так чему учиться? Все новое — хорошо забытое старое. Черчилль когда-то кратко и точно заметил, что журналистом может быть любой образованный европеец. Неразрешимый спор о том, Европа мы или нет, оставим в стороне, а остальное просто: может быть любой, но образованный. И тогда легко ответить на вопрос моего нового товарища.

Слово «образованный» ключевое. Для того, чтобы добиться быстрого успеха (а под успехом сегодня, как правило, понимаются деньги) нужно знать «как». Часто это очень даже простое знание — чем проще, тем лучше. Но это успех короткий и зачастую мнимый — создать что-то для статистики и немного «бабок срубить». Как правило, люди без горизонта не понимают, что делать с этим успехом и быстро сгорают. Знать «как» — это ремесленные знания.

Подлинные знания помогают ответить на вопрос «зачем». На этот вопрос не ответить быстро и не ответить без труда. Но именно это и формирует стратегию успеха в полном смысле слова — успеха в жизни.