+7 (495) 781-97-61 contact@sinfo-mp.ru

Чего нельзя делать в школе

 

Был такой древний философ, Конфуций. Жил он в Китае. Очень давно. Еще до Рождества Христова. И считался мудрецом. В общем, заслуживает внимания. Так вот, старик Конфуций как-то сказал: «Учиться и не размышлять – пустое [занятие], размышлять и не учиться – [занятие] опасное». Давайте и мы с вами поразмышляем немножко над этой фразой. Сегодня, первого сентября, это очень даже кстати. И для тех, кто вперые переступил порог школы, и для тех, кто с сегодняшнего дня бросил все оставшиеся силы на подготовку к ЕГЭ. И даже для тех, кто уже сменил школьную парту на университетскую скамью – пригодится.

Итак, – учиться и не размышлять – занятие пустое, говорит Конфуций. Почему? Что это такое? А это, знаете, такие записные зубрилы-отличники. Всегда на первой парте, всегда с поднятой рукой. Кто отвечать? я! Кто к доске? я! При это нередко: ответил – и забыл. То есть оценка есть, а знаний нет. Информация есть, а как ее применить – непонятно. Потому что знания – это не информация. Чтобы информация стала знаниями, над ней надо думать, трудиться. И обязательно уметь эти знания применять в жизни.

Размышлять – и не учиться, занятие опасное, продолжает китайский мудрец. Тут мы с вами перемещаемся – с первой парты на последнюю. Это уже не зубрилы, но такие, знаете, непризнанные гении. Они все знают, на всех смотрят свысока… включая учителей. И они не учатся… А дальше с этим происходит неизбежное: ведь мозг, как и мышцы, надо упражнять. В противном случае, что с ним происходит? Правильно – он атрофируется. То есть мозг уже того, а человек все еще себя мнит большим интеллектуалом. Потому и опасно, как и спортсмену: штангу давно не тягал, а все думает, что он – мистер вселенная. Так и придавить может штангой.

Но есть еще один тип учеников. Старик Конфуций, видимо, с ними не сталкивался и не писал про это. А мне приходилось встречаться. К сожалению, очень часто. Потому я и рискну дополнить Конфуция. Итак: не размышлять и не учиться – это занятие преступное. А за преступлением, как убедительно показал Федор Михайлович Достоевский, с неизбежностью следует наказание. И не в виде плохой оценки, нет. Тот, кто не учится, и не размышляет, сам себя наказывает.

Итак, чего нельзя делать в школе? Учиться, но не размышлять над тем, что учишь. Размышлять, но не изучать того, над чем стоит размышлять. И, конечно, нельзя надеяться на хороший результат, если не размышлять и не учиться. Не будет тогда никакого результата.