«В Москве задержали мужчину, бросавшегося с ножом на прохожих», «Житель Челябинской области обстрелял прохожего из ружья», «Под Тверью мужчина застрелил девять человек», «В Москве школьницы жестоко избили сверстницу и выложили видео в Сеть»…
Это далеко не полный список заголовков новостей подобного рода только за несколько дней прошлой недели. Но я сейчас не хочу начинать старую тему: почему в СМИ столько негатива? Коснусь другой темы: где во всех этих случаях был Бог? Точнее, главный вопрос даже не в этом. Может быть, не так важно, почему Бог это допускает, а важно, что нам, людям, простым людям, не всемогущим, тем, кто не может любить, — по крайней мере тех, кто все это вытворяет, — нам-то что делать? Как себя вести? Как примирить Бога и зло?
Проклятые вопросы. Так их называют. В литературе это лучше всего сформулировал Иван Карамазов у Достоевского. В знаменитом разговоре с Алешей, там, где про слезинку ребенка. Помните? Иван говорит: «Не хочу я, наконец, чтобы мать обнималась с мучителем, растерзавшим ее сына псами! Не смеет она прощать ему!..»
Что тут сказать? Каким логическим доводом примирить реальность с Евангелием? Страшный вопрос! Куда пойти? Как себя вести, наконец? Интересно, что сам Достоевский, как мне кажется, отвечает на этот вопрос. Но только не через Алешу.
В главе с красноречивым названием «Маловерная дама» гостья приходит к старцу Зосиме и спрашивает, как ей обрести веру. И получает такой ответ: доказать, говорит старец, здесь ничего нельзя. А вот убедиться — возможно. Как же, спрашивает маловерная дама. Ответ, как бы мы сказали, ломает шаблоны. Старец говорит: убедиться опытом деятельной любви.
Дальше процитирую, потому что лучше Достоевского не скажешь. «Постарайтесь любить ваших ближних деятельно и неустанно. По мере того как будете преуспевать в любви, будете убеждаться и в бытии Бога, и в бессмертии души вашей. Если же дойдете до полного самоотвержения в любви к ближнему, тогда уж несомненно уверуете, и никакое сомнение даже и не возможет зайти в вашу душу. Это испытано, это точно».
Думаю, что нет другого ответа и в Евангелии. Только любовью снимаются проклятые вопросы Ивана Карамазова, который никак не может выйти из безнадежного круга собственных интеллектуальных построений. Интересно, что Достоевский вот этот свой ответ Ивану дает еще до вопроса: глава «Маловерная дама» стоит в романе намного раньше главы «Бунт», где Иван беседует с Алешей.
Кто-то задаст справедливый вопрос: ну, это литература. А в жизни, в реальной жизни что это такое — деятельная любовь? Бывает ли она вообще? Конечно, бывает. Вспомним Доктора Лизу. Человека, жившего рядом с нами. И видевшего столько страданий, что Карамазову и не снились. Я не знаю, были ли у Лизы проклятые вопросы. Но у нее точно был опыт деятельной любви.