Семинар, посвященный изучению неоязычества в России, прошел в рамках фестиваля «Вера и слово»

Семинар, посвященный изучению неоязычества в России, прошел в рамках фестиваля «Вера и слово»

Москва, 29 октября. В рамках VIII Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово», который проходит в подмосковном пансионате «Клязьма», состоялся семинар «Неоязычество в России: генезис и развитие феномена в конце XX – начале XXI вв.».

Заведующий научно-исследовательской лабораторией «Новые религиозные движения в современной России и странах Европы» Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина, кандидат исторических наук Р.В. Шиженский в докладе «Сакральное пространство русских язычников XXI века: опыт 3D презентации» поделился опытом своих полевых исследований в современной неоязыческой среде.

Он отметил, что в настоящее время среднестатистический неоязыческий праздник в центральной России собирает 1200-1500 человек, а современный неоязычник — это, как правило, мужчина, в среднем 30-ти лет, с высшим, чаще всего, гуманитарным образованием, проживающий в каком-либо из крупных городов.

Шиженский подчеркнул, что для современного неоязычества характерен синкретизм. Например, в настоящее время шаман может руководить общиной славянских язычников. Из последних тенденций развития современного неоязычества специалист отметил появление в разных регионах страны крытых неоязыческих храмовых комплексов и формирование особого языка неоязычников, их «новояза», который уже стал предметом интереса исследователей.

В своем докладе «Трансформационные процессы в русском (славянском) неоязычестве в постсоветской России» кандидат исторических наук, доцент кафедры теологии и мировых культур Омского государственного университета В.Б. Яшин отметил, что неоязычество в современной России — живучий феномен. Он отметил, что неоязычество является одним из магистральных направлений среди новых религиозных движений, которое следует рассматривать в динамике.

Яшин подчеркнул, что для современного этапа развития неоязычества характерна аполитичность, отсутствие ярко выраженных лидеров, а также смена поколений. Специалист подчеркнул, что в то же время все больше представителей неоязычества стали проникать в госструктуры, правоохранительные и силовые органы.

Кандидат философских наук, доцент кафедры социологии и религиоведения Российского Государственного Педагогического Университета им. А.И. Герцена А.В. Гайдуков в докладе «Особенности организационного устройства российских неоязыческих объединений» обратился к данным опроса, проведенного среди участников интернет-сообщества неоязычников «Paganka Blog».

Он отметил противоречивость данных этого опроса: так 74% опрошенных считают, что нужны четко структурированные объединения неоязычников, но в то же время лишь 46% опрошенных заявило, что состоит в таких объединениях. Гайдуков подчеркнул, что большинству неоязычников на самом деле не нравится иерархичность, необходимость материальной поддержки лидеров таких сообществ, из чего специалист сделал вывод, что объединения как таковые не дают ничего современным неоязычникам.