+7 (495) 781-97-61 contact@sinfo-mp.ru

Скрепы и кусачки

Скрепы и кусачки

КАК ПРЕОДОЛЕТЬ ПРЕДУБЕЖДЕНИЯ ПРОТИВ ЦЕРКВИ?

Эта неделя завершается главным христианским праздником — Пасхой. Какими событиями была полна церковная жизнь, что могут сделать православные верующие для себя и всего мира, наш разговор с главой Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимиром Легойдой.

— У нас в постатеистическом обществе еще сильны предубеждения против Церкви?

— А разве когда-то их не было? Даже в эпохи безраздельного господства Церкви… Нельзя забывать и то, что Церковь не призвана разрешать любые земные проблемы под восклицания «Ой, как здорово! Наконец-то мы будем жить припеваючи». Человек часто навязывает Церкви свои утопические ожидания от нее. А сталкиваясь с другим опытом, изумляется: как все плохо, не так, как я думал. Недавно прочел очень интересную и правильную мысль: у Церкви нет своего «золотого века» — времени, в которое она хотела бы вернуться. В каждом свои трудности и столкновения с недоверием, иногда и оправданным. Нам дано это время, и мы должны, понимая его сложности, пытаться на них отвечать, руководствуясь Евангелием.

— Вы пытаетесь работать как своего рода отдел положительного пиара? Например, серия ваших публикаций в «Фейсбуке» «Унылые монахи» с фотографиями, свидетельствующими об обратном, — это попытка поправить имидж?

— Это попытка показать правду. Еще в журнале «Фома» мы сознательно стали заниматься ломкой ложных стереотипов о Церкви. А про фото в «Фейсбуке»… Наткнулся как-то в личном архиве на очень светлое фото моего близкого друга, епископа Сергия с котенком. Оба улыбаются. Я фото «запостил» и написал: серия «Унылые монахи». И дальше размещаю, если что-то подходящее попадается… Мне кажется, сейчас важно не столько в ответ на выпады против Церкви какие-то суперходы придумывать, сколько говорить про Евангелие. Напоминать, что Евангелие на самом деле устремлено к будущему. Человек, особенно молодой, думает: вот приду в церковь, мне скажут: а с кем ты спал, что ел, как себя ведешь? А послание евангельское обращено не к прошлому человека и даже не к настоящему, а исключительно к его будущему. Острие евангельского послания то, каким человек может стать. Христос чем отличается от морального учителя? Он не пришел сказать людям: вы такие-сякие. Господь сказал: идите за Мной. И нам, христианам, надо не просто повторять евангельский призыв, но ежедневно утверждать его своей верой, своими делами, своей любовью к ближним. Послушайте, как о главном говорит мой любимый святой Августин в своей знаменитой «Исповеди»: «Сюда спустилась сама Жизнь наша и унесла смерть нашу и поразила ее избытком жизни Своей. Прогремел зов Его, чтобы мы вернулись отсюда к Нему, в тайное святилище, откуда Он пришел к нам… Он не медлил, а устремился к нам, крича словами, делами, смертью, жизнью, сошествием, восшествием крича нам вернуться к Нему. Он ушел с глаз наших, чтобы мы вернулись в сердце наше и нашли бы Его».

— Самым ярким событием в жизни Церкви в последний год, безусловно, была встреча Патриарха Кирилла с Папой Римским. С ней связывают и приостановку военных действий в Сирии. Каковы эффекты, на ваш взгляд, и какого ожидать продолжения?

— Первый, безусловный и очень сильный результат встречи: мировое сообщество признало, что в просвещенном и толерантном XXI веке существуют гонения на христиан. Причем в таких масштабах, которых история, пожалуй, еще не знала.

Заметьте: в мировых СМИ и мировой повестке дня темы преследования христиан — до встречи Патриарха с Папой — просто не было. Представители Русской Православной Церкви много раз в последние годы подчеркивали: христиане гибнут именно потому, что они христиане. Их изгоняют из храмов и домов за веру. Даже в международных организациях эту информацию не хотели принимать всерьез. А встреча Патриарха и Папы поставила тему гонений на христиан в повестку дня. Все мировые СМИ констатировали: есть такая проблема.

Эта встреча стала также примером того, как две христианские конфессии, у которых существуют серьезные вероучительные разногласия (и они никуда не делись) и сложности во взаимоотношениях (по поводу ситуации с унией на Украине, например), могут встретиться и договориться о совместных действиях.

Встреча готовилась, вызревала 20 лет. Полагаю, она стала примером для ответственных политических лидеров, как можно и нужно подниматься над существующими разногласиями — когда гибнут люди и мир в очередной раз подходит к опасной черте. Надеюсь, Патриарх и Папа были услышаны. Конечно, нельзя сводить, скажем, причины перемирия в Сирии к встрече Патриарха и Папы, но, полагаю, их призыв сыграл свою роль в общей нормализации сложной международной обстановки.

— Не менее важное по масштабу событие — ожидаемый в июне на Крите Всеправославный собор. Его задача утвердить мощь и согласие православных церквей в мире?

— Если встреча с Папой готовилась 20 лет, то Собор — более 50, и, наверное, уже пришло время провести его, продемонстрировав в том числе, конечно, единство и согласие православных церквей. Соборы — это норма жизни Православной Церкви.

Хочу еще раз обратить внимание на то, что по настоянию Русской Православной Церкви были опубликованы проекты всех документов предстоящего Собора (их всего шесть, и никакие другие темы, согласно регламенту, на Соборе рассматриваться не будут). Чтобы люди могли их прочесть и высказать свое мнение. В процессе этого чтения раздаются разные голоса, в том числе критические. Увы, есть критика неконструктивная, даже не критика, а обвинения, причем совершенно голословные. Но есть и серьезные вопросы, замечания и пожелания к документам. К таким священноначалие относится с большим вниманием и благодарностью.

— Еще одна громкая новость — Патриарх не так давно возглавил Общество русской словесности. Какая в этом символика?

— Тут скорее не символика, но конкретно практическое действие. Это ответ Святейшего на предложение, с которым к нему обратился президент. В центре сложная ситуация с образованием в целом и преподаванием в школе русского языка и литературы в первую очередь. Это апелляция к Патриарху как к авторитетному человеку, способному создать нейтрально благожелательную площадку для диалога. Чтобы в результате широкой дискуссии с участием профессионального сообщества, которое, как я понимаю, пока не может окончательно договориться, прийти наконец к консенсусу и изменить тяжелую ситуацию в школе.

Патриарх считает, что проблема решаемая, была бы добрая воля и готовность совместно трудиться. Образование — важнейший стратегический вопрос. Сколь бы много ни было повседневных проблем, нельзя терять стратегический взгляд. А образование как раз узловая, стратегическая вещь. Войны выигрывают не генералы, говорил Бисмарк, а учителя и священники. От них зависит, пойдут люди защищать Родину или не пойдут. Дерзну дополнить немецкого канцлера: не в меньшей степени от священников и учителей зависит и то, как часто вообще будут возникать конфликты, а попытки их разрешения приводить к войнам.

— Одна из страждущих частей Русской Православной Церкви — Церковь украинская. Что происходит в ней?

— Пока, слава Богу, на Украине нет острой фазы военного конфликта, но внутреннее гражданское противостояние продолжается. Для Церкви это все очень болезненно. Она не занимает ту или иную политическую сторону, а ее чада находятся по обе стороны конфликта. Как говорил в одном из интервью управляющий делами Украинской Православной Церкви митрополит Антоний (Паканич), расколы проходят даже по семьям.

К сожалению, к этому добавляются попытки политизировать церковную жизнь и неканоническим образом решать внутренние проблемы. Церковь уповает на молитвы и на то, что будет услышана. Кто-то может сказать: да как тут молитвой поможешь… А это смотря как молиться. Один афонский подвижник XX века говорил: «Молиться за людей — это кровь проливать». Вот если бы мы всегда так молились… Это должно быть сродни молитве матери над умирающим или тяжелобольным ребенком. Простой верующий — не международная организация, но если его сердце болит об Украине, он должен не ослабевать в своей молитве за нее.

«Российская газета / Неделя»