В Древней Церкви праздник, который сегодня называется Рождеством, именовали «явлением Бога», по-гречески «теофания». Его праздновали вместе с Крещением, которое сегодня празднуется отдельно и называется Богоявлением. Суть праздника заключается в том, что Бог становится Человеком и открывает Себя людям. Тот, Кто являлся непостижимой тайной, Тот, Кого в древнееврейской традиции напрямую не называли, имя Которого только один раз в году мог произносить первосвященник, заходя в святая святых Иерусалимского Храма, становится Человеком и открывает Себя людям. Такого никогда не было ни в одной религии, ни в одной культуре. Это действительно исключительное событие, которое становится центральным моментом всей человеческой истории.
И вот в этом чудо и тайна Рождества Христова. Преподобный Иоанн Дамаскин говорит: «Я увидел человеческое лицо Бога — и душа моя была спасена». Вот почему это самое важное событие в человеческой истории! А что это значит: спасена душа? В чем спасение? Что изменилось с приходом Христа, для чего Он пришел? Еще один замечательный святой, Афанасий Александрийский, в IV веке так ответил на вопрос, зачем нужно было Боговоплощение: «Бог стал человеком, чтобы человек мог стать Богом». Ни больше ни меньше. Вот что значит спасение с христианской точки зрения, в этой фразе заключена вся суть христианства: стать Богом, уподобиться создавшему тебя, освободиться от зла.
И здесь очень важно понять: чтобы человек смог зайти на небо, небо сначала должно опуститься на землю. Это и есть проявление той любви, о которой говорит Писание, называя самого Бога Любовью: Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем (1 Ин. 4:16). Христос, Сын Человеческий, как Он Сам Себя неоднократно называет, Богочеловек, совершает абсолютный прорыв в отношениях Бога с человеком.
И еще одно. Главное отличие Рождества Христова от всех других дней рождений в том, что Христос приходит в этот мир не для того, чтобы наслаждаться жизнью, как приходим все мы, чтобы обрести в этой жизни человеческое счастье. Он приходит, чтобы отдать Свою жизнь ради всех нас. Младенец, который лежит в яслях, — это не просто милый и очаровательный младенчик, а это Агнец, который уготован к закланию. В яслях — цена нашей свободы: грешить или жить по-человечески. В яслях — наша уверенность в том, что грех теперь не доминанта жизни человечества, диавол бессилен и смерть не страшна. Ибо Лежащий в яслях — этот кроткий, беззащитный Богомладенец — в своем смирении и любви окажется в итоге сильнее всей многотысячелетней истории человеческого зла и нечестия, боли и невзгод, ухищрений диавола, бездонного страха смерти и пустоты. Какие же счастливые люди мы, христиане, имея такого Бога! С Рождеством Христовым!