Москва, 17 июня. Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда, выступая в эфире программы «Светлый вечер» на радио «Вера», поделился своими наблюдениями, касающимися положительных и отрицательных качеств, присущих современным студентам, их уровня образованности и отсутствия широкого кругозора у некоторых учащихся в силу недостаточной заинтересованностью предметом, и, как следствие, о главенствующей роли учителя в образовательном процессе.
На днях в своем Телеграм-канале глава Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ высказался в поддержку инициативы Министерства просвещения РФ о введении в старших классах дополнительного курса по истории России. «Эта тема актуальна как никогда и в контексте выхода из Болонской системы и создания своей национальной системы образования, и в контексте событий, очевидцами которых мы сегодня являемся, когда переписывается история одного народа, изменяется идеология и стирается память поколений», — прокомментировал В.Р. Легойда.
Ведущая программы Марина Борисова задала уточняющий вопрос: «Неужели дополнительное изучение предмета юношами и девушками подвигнет их к более глубокому осмыслению истории?»
По словам гостя «Светлого вечера», «сегодня у современного человека теряется чувство истории». «Например, в университете для некоторых студентов исторические аргументы в принципе аргументами не являются. И когда цитируешь "Крушение кумиров" С.Л. Франка, молодыми людьми отрицается актуальность параллели. Поэтому введение дополнительного курса истории в старших классах дает надежду на то, что это знание поможет современному человеку, как минимум, лучше ориентироваться в пространстве», — рассказал В.Р. Легойда
«"Знание прошлого помогает разобраться в настоящем", — отметил в письме внуку Умберто Эко. И с этим не поспоришь. Как и с тем, что с чудовищной необразованностью, стереотипностью мышления нужно что-то делать. В то же время очевидным преимуществом сегодняшних студентов является возрастающая открытость ко всему новому, готовность принимать новые знания. Одновременно с этим мы должны понимать, что добавление дополнительных часов по предмету само по себе не способно решать системные проблемы в образовательной сфере. На мой взгляд, сегодня образованию необходимы философы, которые помогут ответить на кажущиеся простыми, но на самом деле сложнейшие фундаментальные вопросы "что же такое образование?", "что такое высшее образование?", "кому и для чего это нужно?"», — продолжил он.
«В советские времена часть гуманитарных предметов была чудовищна скучна. Студентов интересовало то, что было под запретом, при этом вопрос достоверности информации был вторичен. Интересна ли история человеку сейчас?», –– поинтересовалась ведущая программы.
«Ключевую роль в образовании занимает учитель. Причем пробуждать интерес важно и у школьников, и у студентов. Не просто всеобъемлюще объяснять предмет, отвечать на вопросы, а именно заинтересовывать. Люди, стремящиеся к свету образования, учатся от людей, которые этими знаниями обладают. Понимаете, все рассказать невозможно, а вот заинтересовать можно и нужно. Человека важно "зажечь", и тогда он будет "гореть" — будет самообразовываться», — заключил председатель Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ.