Москва, 21 октября. Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, профессор МГИМО В.Р. Легойда принял участие в круглом столе об использовании религии в политических целях в странах Запада, который состоялся в пресс-центре «Россия сегодня». В рамках круглого стола был представлен доклад Института международных исследований МГИМО МИД России «Церковь и политика. Испытание новой реальностью».
В мероприятии приняли участие заместитель директора, руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН Р.Н. Лункин, директор Центра европейских исследований Института международных исследований, доцент кафедры истории и политики стран Европы и Америки МГИМО МИД России В.В. Воротников и заместитель заведующего кафедрой политической теории, научный сотрудник Центра европейских исследований Института международных исследований МГИМО МИД России Д.А. Пареньков.
В.Р. Легойда высоко оценил доклад Института международных исследований, отметив, что он «действительно помогает разобраться» в современной действительности, и дал свой комментарий на тему пресс-конференции, вписав данные, представленные в докладе, в более широкий философский и мировоззренческий контекст.
В первую очередь глава Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ отметил, что возвращение религии в публичное и политическое пространство связано с так называемыми «поминками по Просвещению», как назвал это британский политолог Джон Грей. Представление Эпохи Просвещения, согласно которому люди утратят свои традиционные привязанности, в том числе религиозные, утратят свою самобытность и сольются в некую единую цивилизацию, основанную на общечеловеческих ценностях и рациональной морали, по мнению В.Р. Легойды, оказалось ошибочным, «проект Просвещение» потерпел крах.
Представитель Церкви подчеркнул, что после окончания Холодной войны и распада Советского Союза вовсе не произошло того «конца истории», который предрекал Фрэнсис Фукуяма. Мир не только не стал более стабильным, прозрачным и безопасным, но скорее наоборот. Ставка на рациональность человека, по словам В.Р. Легойды, оказалась гораздо более идеалистичной и оторванной от реальности, чем представления о мире любой развитой традиционной религии.
В продолжение сказанного профессор МГИМО предложил свой взгляд на возможности и опасности возвращения религии в общественно-политическое пространство.
К открывшимся возможностям В.Р. Легойда отнес переосмысление тезиса о том, что религия — это частное дело. Эта идея также тесно связана с Эпохой Просвещения и способствовала тому, что в условиях отделения Церкви от государства сделало невозможным для человека, находящегося в общественном поле, мотивировать свои мысли, поступки, предложения собственными религиозными взглядами. При том, что отбирать у человека право религиозной мотивации — значит исключать самое главное из его жизни, заметил В.Р. Легойда.
Абсурдность данной ситуации была отмечена еще известным социологом П.А. Сорокиным, который выразил ее в своем знаменитом афоризме «по воскресеньям пуританин верит в Бога, а в остальные дни — в фондовую биржу».
В.Р. Легойда обратил особое внимание на тот факт, что подобные процессы не происходили во внеевропейском пространстве, поэтому очень сложно, например, у мусульман найти понимание, заявив, что религия — это частное дело человека.
Что касается опасностей, то в качестве одной из них глава Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ назвал попытки «загнать» религию с ее богатейшим историческим, аксиологическим и сотериологическим контекстом в параметры новой этики, которые не столько рациональны, сколько конвенциональны и довольно быстро меняются в отличие от нравственной основы традиционных религий, не подверженной подобного рода эрозии.
Как раз по причине большей прочности религиозных догматов В.Р. Легойда полагает, что апелляция государства к религиозным ценностям может быть вполне продуктивной. В подтверждение этому он напомнил слова советского философа М.К. Мамардашвили: «идеология — это клей общества» и высказывание русского историка В.О. Ключевского, который утверждал, не бывает общества без идеи, так как «само общество — это уже идея».
Однако, продолжил В.Р. Легойда, опасность возникает тогда, когда государство пытается превратить религию в идеологический инструмент. И в данном случае ярчайшим примером являются события последнего времени на Украине, когда П.А. Порошенко сделал тему автокефалии одним из главных «козырей» своей предвыборной кампании.
По мнению профессора МГИМО, страны коллективного Запада в настоящий момент пытаются разыграть религиозную карту подобным образом, осуществляя нападки на Русскую Православную Церковь и Святейшего Патриарха Кирилла. Такие действия как, например, внесение Предстоятеля Русской Православной Церкви в санкционные списки, являются, по словам председателя Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, ничем иным как дипломатическим и политическим абсурдом, разрушением «мягкой силы», последних мостов для общения.
«Сознательное уничтожение странами коллективного Запада последней возможности коммуникации, на мой взгляд, самоубийственно», — заключил В.Р. Легойда.