Москва, 23 декабря. Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда, выступая в эфире программы «Светлый вечер» на радио «Вера», поделился своими размышлениями с ведущим и слушателями о влиянии Церкви как морального авторитета в текущей ситуации.
По словам гостя «Светлого вечера», Церковь в силу обладания «высоким моральным авторитетом в первую очередь для верующих людей» влияет на происходящие в стране процессы. В качестве примера можно привести предложенные Русской Православной Церковью поправки к закону о единой биометрической системе, который в среду был принят Государственной думой в третьем чтении.
«Фактически, то, что было принято в первом чтении, и тот закон, который был принят в среду, — это во многом два разных закона, — отметил В.Р. Легойда. — Очень многие принципиальные поправки — это результат предложений Русской Православной Церкви. Это один из примеров социального измерения авторитета Церкви». При этом, по словам главы Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, важно помнить о том, что для христианина дело не в авторитете, «Церковь живет Христом и главное, что человек обретает в Церкви, — это живое общение с Богом, и это больше, чем авторитет, это — источник жизни».
Отвечая на вопрос ведущего об отношении гостя программы к такому «ценностному ресурсу» Церкви как надежда, В.Р. Легойда уточнил, что о социальной надежде целесообразнее рассуждать в категориях «двух проекций христианства на культуру», а именно «Рождественской и Пасхальной проекции». «Россия относится к культурам Пасхальным, где акцент сделан на воскресении и жизни вечной, а Рождественские культуры — католические, протестантские — делают акцент на приходе Христа в этот мир, на преображении этого мира и его изменении», — пояснил В.Р. Легойда. При этом необходимо помнить, что «это именно культурные проекции, потому что в догматическом, сущностном и богослужебном смысле для любого христианина центральным событием жизни является Пасха».
Как уточнил в продолжение беседы В.Р. Легойда, важно понимать, о какой надежде идет речь. «Надежда на изменение мира не будет воплощена, Царство Божие на земле невозможно; мы становимся свидетелями того, что не ушли ни конфликты, ни природные катаклизмы, ни войны», — добавил он.
«Единственной непостыдной надеждой является только сам Христос, который обещал нам не земной рай, не устроение справедливого государства, где у всех будут высокие зарплаты, много времени на отдых, прекрасный бытовой комфорт, а вечную жизнь, пребывание человеческой души в посмертном своем бытии с Богом в любви и радости. И эта надежда, которая не имеет прямого отношения к социальным преобразованиям», — подытожил представитель Церкви.
В ходе программы также была затронута извечная тема конфликта «отцов и детей». Рассуждая о разнице поколений, глава Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ отметил, что «если поколение отцов обвиняет поколение детей, то оно должно понимать, что в пределе такое обвинение — это самоприговор». При этом, по мнению гостя программы, необходимо всегда помнить о том, что любые обобщения не могут быть вполне справедливыми и исчерпывающими.
Затрагивая тему отношения к «поколению зумеров», В.Р. Легойда поделился чувством определенной «тревоги», отметив, что не видит при этом противоречия с тезисом о том, что «любые обвинения "отцами" "детей" являются в пределе самообвинением».
Вызывающие тревогу вещи связаны по большей части не с нравственными вопросами, а с образованием. «Есть особенности нашего времени, которые мы, возможно, излишне проблематизируем, находясь внутри процесса, и историческая дистанция покажет, что не все так страшно». Представляется вполне очевидным наличие в настоящее время «общеобразовательных падений» и так называемых «тупиков образования», — заключил В.Р. Легойда.