Москва, 3 февраля. Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда в эфире программы «Светлый вечер» на радио «Вера» поделился своими размышлениями на тему важности обладания критическим мышлением.
Рассуждая на эту тему, гость программы и ведущий обратились к словам Святейшего Патриарха Кирилла, прозвучавшим во время его выступления на XI Рождественских Парламентских встречах в Государственной Думе — о части российских граждан, уехавших из страны на фоне частичной мобилизации.
Напомнив высказывание Предстоятеля Русской Православной Церкви о том, что «среди молодого поколения многие годы насаждались и утверждались импортированные извне ложные ценности, воспринимаемые совершенно некритично», В.Р. Легойда признал закономерным отъезд некоторых наших сограждан за границу после начала СВО и мобилизации. Люди на протяжении многих лет воспитывались в системе, когда средства массовой коммуникации и кинематограф предлагали культурные ориентиры, в одночасье оказавшиеся под вопросом, пояснил спикер.
Представитель Церкви в этой связи указал на то, что критическое мышление является важным умением человека, которое воспитывается прежде всего в рамках образовательных процессов. Курс логики, по его мнению, должен в обязательном порядке присутствовать в высших учебных заведениях, равно как в определенном формате и в школах. В медийном пространстве сегодня нередко приходится наблюдать неумение выстраивать «элементарные логические связки в изложении позиции, что является результатом образовательного и воспитательного процесса», — считает В.Р. Легойда. Кроме курса логики, по его словам, формированию критического мышления помогает изучение и таких дисциплин, как философия.
Подчеркивая справедливость критического отношения к ложным либеральным ценностям, В.Р. Легойда добавил, что, возможно, в наибольшей степени о жизнеспособности общества следует задумываться в связи с гендерной темой, поскольку в ее современном изложении «с многообразием гендеров» она вызывает ощущение серьезной болезни общества. По мнению представителя Церкви, общество, в котором развиваются подобные процессы, «заходит в тупик и начинает саморазлагаться».
Продолжая тему необходимости воспитания критического мышления в рамках образовательных процессов, гость программы также затронул тему предназначения высшего образования. По его убеждению, высшее образование не сводится исключительно к получению профессии, но является особым уровнем и системой знаний, а также приобщением к мировой культуре в широком смысле слова на университетском уровне.
Глава Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ подчеркнул, что «одним из самых больших вызовов высшему образованию как способу получения профессии являются профессиональные программы крупных корпораций». Высшее образование подразумевает и процесс становления личности, и приобщение к системе знаний. К сожалению, приходится констатировать, что современное высшее образование зашло в тупик; обществом и вузами оно нередко сегодня воспринимается как необходимая ступень в социализации, что подрывает, по мнению гостя программы, сам смысл высшего образования.
«Массовость в этом вопросе не должна быть критерием успешности, на первом месте должен быть вопрос качества и содержания образования», — подытожил В.Р. Легойда.