Глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Московского Патриархата Владимир Легойда в беседе с Alpha News рассказал, с чем связано столь активное наступление на традиционные ценности на Западе, и как на это должна реагировать Церковь, а также о том, можно ли обеспечить развитие страны без принятия либеральных ценностей, сохранив приверженность традиционным христианским ценностям.
Активное наступление на традиционные ценности на Западе Легойда связал с отказом от христианских корней. «Если анализировать эти процессы, то можно уйти вглубь времен. Поскольку об отказе Запада, в первую очередь, Западной Европы, от своих христианских корней, традиционных ценностей, они ведь заговорили не вчера», — сказал он, напомнив, что Освальд Шпенглер опубликовал свой философский труд «Закат Европы» еще до Второй Мировой войны.
Комментируя активно продвигаемую на Западе трансгендерную повестку, Легойда отметил: «Особенности, которые до какого-то времени не считались нормой, сегодня стали не просто нормой, а некоей преференцией. И это уже разрушает не только традиционные ценности, но и какие-то глубинные антропологические, базовые представления о человеке. Думаю, фундаментально это связано с отказом от традиционных религиозных воззрений, если мы говорим о Западе — то от христианства. Отступление от христианства неизменно приводит к таким вещам».
В этой связи он заметил, что на Западе религия сейчас подвергается давлению, идет борьба с ней, как в свое время в СССР. «Мы на практике советского времени знаем, что такое борьба с религией. Но оказалось, что можно и в других идеологических и ценностных системах, может, не через такое давление, как в СССР, но прийти к точке, когда это давление будет ничуть не меньше, когда люди не смогут открыто носить крест, демонстрируя свою приверженность христианству. Таких случаев много, когда из-за этого люди теряют работу», — отметил он.
Что касается отказа нынешней Европы от христианской идентичности, то Легойда напомнил, что во время написания текста конституции объединенной Европы было несколько попыток вставить туда упоминание о ее христианских корнях. «И они не прошли. Но это же чудовищно. Ведь есть две основы европейской культуры — античность и христианство. Отказ от этого саморазрушителен», — заметил он.
На вопрос о том, как традиционные конфессии должны реагировать на современную культурную экспансию Запада с пропагандой нетрадиционных ценностей, Легойда ответил: «Если мы говорим о каких-то фундаментальных вещах, таких как представление о семье: что такое семья, что такое брак, здесь, конечно, традиционные религии не могут отступать от каких-то фундаментальных положений, потому что это просто разрушительно для человека и общества.
Но мне кажется, что важно быть открытым, и важно понимать особенности современного человека. Церковь всегда старалась это делать, во все эпохи, притом, что мы не меняем свое вероучение, но мы прекрасно понимаем, что Церковь в III, XV и в XXI вв. существовала в разном культурно-историческом контексте, и люди разные сегодня. Сегодня человек, если он не пришел в храм, а встречается с религией в интернете, социальных сетях или еще где-то, не готов, что ему будут читать проповеди, а он просто будет слушать и исполнять. С ним надо вступать в открытый диалог, не надо бояться. Не надо бояться еще и потому, что намного глубже и интереснее, увлекательнее то, что может предложить Церковь, чем то, что предлагает современный мир».
«Условно говоря, я своим студентам говорю, если вы хотите состояться и быть успешными, читайте Библию, читайте Коран, читайте Данте, читайте Сервантеса и Достоевского. И не надо читать глупые книжки личностного роста, эффективности управления временем и прочее.
Вы потратите много времени и денег на покупку этих вещей, но как личности не изменитесь, а вот фундаментальные классические вещи, религиозно-философские действительно помогут вашей личности раскрыться и стать яркими, интересными и полезными для людей», — заключил Легойда.