ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СИНОДАЛЬНОГО ОТДЕЛА ПО ВЗАИМООТНОШЕНИЯМ ЦЕРКВИ С ОБЩЕСТВОМ И СМИ ПРЕДЛАГАЕТ ВЗЯТЬ ПРИМЕР С ФРАНЦИИ, ГДЕ ПОКУПАТЕЛЕЙ «ЛЮБВИ НА НОЧЬ» СТАЛИ ШТРАФОВАТЬ
На днях французский парламент одобрил закон, согласно которому наказывать штрафом будут тех, кто обращается к услугам проституток. Закон направлен, в первую очередь, на предотвращение и уменьшение сексуальной эксплуатации женщин. В этой связи некоторые американские (!) телеканалы показали репортажи о недовольстве путан, у которых, скорее всего, станет меньше работы. Что дороже обходится обществу: потеря клиентов «жриц любви» или потеря достоинства женщины, становящейся — по своему выбору или по принуждению — живым товаром, покупающие который до последнего времени ничем не рисковали? Вопрос риторический.
На протяжении веков падшие женщины считались олицетворением греха. А пользующиеся их услугами, как правило, оставались респектабельными джентльменами с безупречной репутацией. По крайней мере, считали себя таковыми. А во многих современных обществах довольно активно навязывается мысль о том, что признание законом проституции в качестве обычно профессии решит проблему сексуальной эксплуатации женщин. Но статистика оказывается совсем другой. Пока в обществе существует ничем не ограниченный спрос на услуги проституток, сексуальная эксплуатация женщин, — нередко обманутых, лишаемых документов, принуждаемых к торговле своим телом, — будет оставаться печальной реальностью. Нельзя одной рукой преследовать торговцев женщинами, а другой защищать тех, кто их покупает на ночь. Именно по этому спросу и призван ударить новый французский закон по замыслу его инициаторов.
Конечно, еще Пушкин в «Капитанской дочке» заметил, что прочнейшие изменения в обществе происходят от улучшения нравов, то есть без законодательного принуждения. Но что поделать, если человечество за тысячелетия своего существования не научилось жить без закона. Штраф в несколько тысяч евро может смотреться как плата за порок, но, возможно, он также остановит многих от поведения, безнаказанность которого не ставила человека перед моральным выбором. Парадокс: проституция испокон веков осуждалась в обществе, однако пользование услугами представительниц древнейшей профессии было практически общественной нормой.
С точки зрения христианской традиции, грех абсолютно «толерантен» — нет никакого различия между продавцом и покупателем человеческого достоинства. И унижающий, и унижаемый — одинаково отдаляют себя от счастья, от семейного счастья, от любви, от Бога.
Как тут не вспомнить жесткую и точную зарисовку Викентия Вересаева из его знаменитого цикла «Невыдуманные рассказы о прошлом»:
Студент, получив от проститутки то, что ему было нужно, закурил папироску и сочувственно спросил:
— Как ты дошла до этого?
Она вскочила на постели и сказала:
— А ты как до этого дошел?
Он с недоумением:
— До чего?
— Что покупаешь человека!
Точнее и не скажешь. Французы, традиционно считающиеся знатоками любви, это уже поняли. В нашей стране такой закон, наверное, тоже не помешал бы, если мы хотим различать между «потребителям людей» и «потребителями мороженого». Но принят закон или нет — желание купить или продать человека может возникнуть в нашем сердце. И это касается не только проституток.
Быть может, новость из Франции заставит задуматься о том, что не стоит покупать и продавать друг друга. Для того, чтобы самим не стать товаром в чьем-нибудь супермаркете душ.