Пока в стране заканчивают подводить итоги выборов в Государственную думу, замглавы Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе рассказал порталу «Интерфакс-Религия», почему в Церкви воздерживаются от создания политических партий, о том, как все-таки религиозным лидерам удается продвигать свои законотворческие инициативы и какую ответственность новоизбранные депутаты несут перед Богом и людьми.
— Не считаете ли вы, что наличие христианской партии в России позволило бы наладить контакт с похожими европейскими партиями и вывести межхристианский диалог на новый уровень?
— Мы считаем, что ситуация, при которой партии по религиозному принципу в России не создаются, это обоснованная норма, которая защищает общество от негативных последствий использования религии в целях политической борьбы. Религия должна находиться вне политики, и думаю, что отказ от возможности создавать партии по религиозному признаку это дополнительно гарантирует. Вместе с тем никакой партии не запрещено включать в свою программу те традиционные ценности, которые разделяют те или иные религии нашего государства. Могу предположить, что эти ценности могли бы касаться уважения к человеческой жизни с момента зачатия, утверждения семейных ценностей, милосердия, справедливости и других максим, которые разделяют большинство религий нашего государства.
Если обращаться к европейскому опыту христианской демократии, то мы должны вспомнить о том, что в европейском контексте действовали другие нормы, касающиеся форм отношения Церкви и государства. Мы знаем, что во многих европейских государствах Церковь до сих пор является государственной, кое-где пасторы получают зарплату от государства, находясь на государственной службе. Возможно, что эти особенности религиозно-политической жизни на определенном этапе развития европейского континента и привели к созданию партий по религиозному принципу. Однако напомню, что партии такого рода существуют далеко не во всех странах. Например, во Франции таких партий нет, поскольку в стране придерживаются принципов светскости в более радикальном ее прочтении, чем, например, в Германии. Христианско-демократические партии в настоящий момент не имеют такой же прямой связи с Церковью, какую они имели в исторический период своего учреждения.
— То есть теперь эта связь носит номинальный характер?
— Я бы, скорее, сказал, что Римско-Католическая Церковь и протестантские общины не рассматривают ту или иную христианско-демократическую партию как выразителя своей позиции во всех случаях.
— Русская Церковь не имеет своих представителей в органах власти России, однако очевидна ее заинтересованность в продвижении законопроектов, направленных на укрепление нравственного здоровья общества. Каковы механизмы лоббирования интересов Церкви в законодательных и исполнительных структурах России?
— В отличие от ряда других европейских стран, в России политики не скрывают своей религиозной принадлежности и вполне могут объяснять свою личную политическую позицию, в том числе и своим религиозным мировоззрением. Нередки случаи, когда те или иные депутаты выступают против абортов, апеллируя к христианскому или мусульманскому вероучению. Это вполне нормально для российского политического поля. Что касается представительства, то мы знаем, что в российской парламентской системе существует ряд механизмов, например Межфракционная депутатская группа Госдумы, работу которой координирует депутат Сергей Гаврилов. Она вполне оправдала себя как механизм диалога Русской Православной Церкви и других религиозных организаций с Госдумой. Кроме того, представители Церкви участвуют в работе общественных палат — как центральной Общественной палаты, так и в регионах. Общественные палаты уже, в свою очередь, имеют определенные правовые возможности в рамках законодательного процесса. Эти диалоговые механизмы Церковью широко используются, когда речь заходит об обсуждении тех или иных законодательных инициатив.
— То есть Церковь таким образом может доносить свою позицию и быть услышанной?
— Да, в абсолютном большинстве случаев это так. Кроме того, никто не запрещает Церкви высказывать публичную позицию по ряду законодательных инициатив и предложений. Как вам хорошо известно, Святейший Патриарх выступил с законодательной инициативой внести в текст Конституции России предложение об упоминании Бога, и это предложение было поддержано абсолютным большинством других религиозных общин нашего государства и в конечном счете получило одобрение на всенародном референдуме по поправкам в Конституцию.
— По поводу вынесения абортов за рамки ОМС Патриарх Кирилл выступал в Госдуме еще в 2015 году, но на серьезный законодательный уровень эта инициатива не вышла.
— Да, действительно в настоящий момент предложение о выведении абортов из системы обязательного медицинского страхования не реализовано в российском законодательстве, но вместе с тем мы не можем не констатировать определенного прогресса в профилактике абортов. Мы знаем, что в последние годы были изменены сроки, показания для совершения этой медицинской манипуляции, которая кажется нам безнравственной. Получило развитие предабортного консультирования, для социальной поддержки выбора в пользу сохранения ребенка Церковью создано значительное количество приютов для молодых мам. Православные общественные организации просемейного характера ведут огромную работу, отстаивая ценность жизни с момента зачатия. Эта деятельность привела к определенному сокращению количества абортов в нашей стране. Надеемся, что этот процесс рано или поздно приведет нас к согласию, что финансировать аборты из государственного бюджета недопустимо.
— Есть ли в Церкви некое видение политического будущего России и что представители Русской Православной Церкви могли бы пожелать новоизбранным депутатам?
— Вы знаете, что Церковь не участвует в политической борьбе, и в рамках предвыборной кампании не было отмечено случаев какой-либо агитации среди священнослужителей за ту или иную политическую партию. Это, на мой взгляд, хорошее достижение, Церковь будет придерживаться этой позиции и в будущем. Вместе с тем, Церковь публично заявляла и будет заявлять о важности участия людей в выборах, которое нами рассматривается как небезразличие ответственных граждан к будущему своего государства. Участвуют в голосовании и Святейший Патриарх, епископат Русской Церкви, священники.
Мы считаем, что наше общее будущее зависит от того, насколько те люди, которые получили поддержку избирателей, будут способны к искреннему и жертвенному служению национальным интересам, насколько в их деятельности возобладает желание улучшить общественный климат, добиться реализации тех стратегических задач, которые стоят перед нашим обществом, первая из которых, как мы знаем из послания президента России, это сбережение народа. Я думаю, что задаче достижения этой цели должна быть подчинена в том числе и деятельность представительных органов нашего государства, в которые сейчас состоялись выборы. Мы призываем каждого депутата помнить о высокой ответственности перед народом, его избравшим, и перед Богом в своем служении и выполнении возложенных на него или на нее обязанностей.