Митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий — о ходе реализации решений Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, состоявшегося 2-5 февраля 2013 года.
— Как влияет регулярное проведение Архиерейских Соборов на жизнь Церкви вообще и Вашей епархии в частности?
— Проведение Архиерейских Соборов дает возможность прежде всего епископам участвовать в принятии решений, касающихся жизни всей Церкви и чувствовать личную ответственность за то, что в ней происходит. Слова о соборности не обретут силы, если не будут подтверждены реальными действиями. Архиерейский Собор призван быть выразителем полноты Поместной Церкви. А в полноте Церкви пребывает и епископат, и клир, и народ. И мы видим сегодня, как в дискуссию по самому широкому кругу вопросов церковной жизни вовлекаются представители разных кругов церковного сообщества: миряне, духовенство, монашествующие, преподаватели и студенты духовных школ. Открытое обсуждение проблем и предлагаемых к принятию на Соборе документов стало условием вынесения на соборное решение тех или иных вопросов. Позиция архиерея, с которой он прибывает на Собор, не является лишь его личным мнением, она сформулирована им по результатам обсуждений, предварительно прошедших в епархиях. Важно отметить и то обстоятельство, что епископ, как правило, занимая определенную позицию, знаком и с другими точками зрения, ему известна аргументация разных сторон участников дискуссии.
В Нижегородской епархии за последние годы выработан механизм обсуждения проектов документов Межсоборного присутствия. Вначале их рассматривают в благочиниях епархии, причем духовенство, особенно молодое, бывает достаточно подготовлено к дискуссии, так как благодаря порталу Богослов.ру и другим интернет ресурсам знакомится с темой заранее. Отдельно обсуждение документов проходит в духовной семинарии. Часто именно там вызревает наиболее компетентное и аргументированное мнение. И наконец, на епархиальном совете делается обобщение представленных в письменном виде суждений и составляется развернутый рапорт архиерею.
Таким образом, не только сам Архиерейский Собор, но вместе с ним и предсоборное широкое обсуждение проектов документов играют в настоящее время большую роль. Все это в целом формирует соборное сознание и открывает возможность каждому члену нашей Церкви реально участвовать в ее жизни.
— Какие из документов, принятых на Архиерейском Соборе 2013 года, с Вашей точки зрения особенно актуальны?
— Документ «Позиция Русской Православной Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных» представляется мне весьма важным, во-первых, потому что учитывает существующую в православной среде духовную озабоченность введением новых систем учета и контроля за гражданами страны. Желание православных христиан сохранить верность Господу, не оказаться в числе Его предателей, не потерять надежду обрести Царство Небесное свидетельствует о наличии в нашем народе живой веры во Христа. Авторы соборного документа весьма уважительно и с пониманием относятся к тем, кто опасается впасть в заблуждение и понести духовный ущерб. В то же время в документе есть предостережения от ревности не по разуму, губительной для души не менее, чем сами новые технологии. Во-вторых, документ обращен к государственным мужам, которые несут ответственность за принятие решений в этой области. Нечуткость власти к настроениям в обществе, игнорирование существующей духовной озабоченности в среде законопослушных и патриотически настроенных православных граждан может привести к трагическим последствиям. О злоупотреблении современными компьютерными технологиями, вмешательстве в частную жизнь, попытках управлять целыми государствами говорят в последнее время не только православные. Спокойный, исполненный мудрости и духовной трезвости голос Церкви должен быть услышан государственной властью и учтен при модернизации систем учета персональных данных своих граждан.
Отдельно хотелось бы сказать о документе «Позиция Русской Православной Церкви по реформам семейного права и проблемам ювенальной юстиции», в котором злободневный и весьма болезненный вопрос о насилии родителей над детьми и государственном контроле за положением дел в семье рассматривается в комплексе всех проблем современной семьи и прежде всего духовно-нравственного ее состояния. Духовный кризис семьи породил все те уродливые явления, которые мы наблюдаем сегодня. Его преодоление возможно на пути обращения к христианским семейным ценностям, где во главу угла полагаются не эгоизм, наслаждение и потребительство, а чистая любовь, жертвенное служение и христианское терпение. Церковь призывает государство объединить усилия в духовном оздоровлении общества и предостерегает его от опасности вмешательства в семью с применением таких мер воздействия, которые будут иметь разрушительные последствия.
Ценность принятых Архиерейским Собором документов на мой взгляд заключается в том, что они являются реакцией Церкви на современные вызовы общественной жизни. Выраженная в них позиция помогает людям разобраться в сложных вопросах, требующих духовной трезвости, мудрости, опыта. Наша Церковь сегодня не застывшее прошлое, а живой духовный организм. Ее соборное творчество — яркое тому подтверждение.
— Какие вопросы церковной жизни, по Вашему мнению, следовало бы обсудить на следующих Архиерейских Соборах?
— Эти вопросы подсказывает сама жизнь. Самые оживленные дискуссии прошли при обсуждении проектов документов о богослужебном языке, об исповеди и подготовке к Святому Причащению, о монастырских уставах. Документы приняты не были, вопросы остались открытыми. Сослаться на их сложность и отказаться от поиска решений было бы неверным. Даже заявление о том, что поднятые темы нужно отложить до времени и обосновать это — уже результат, но, к сожалению, и его пока нет.
— Как увеличение числа епархий и архипастырей сказывается на работе Архиерейского Собора?
— Собственно сам Архиерейский Собор является итогом предшествующей ему кропотливой подготовительной работы. Во многом от нее и зависит его результат. Поэтому увеличение числа епархий и архипастырей положительно сказывается именно на той части деятельности Собора, в которой происходит выработка его решений. Епископы несомненно стали ближе как к приходскому духовенству, так и к прихожанам. В нашей митрополии епископ Выксунский и Павловский Варнава даже находит время исповедовать мирян, а епископ Городецкий и Ветлужский Августин совершает исповедь для духовенства. Я регулярно встречаюсь с прихожанами и общественностью при посещении храмов, районных центров, а в Нижнем Новгороде провожу встречи также с педагогами, школьниками и их родителями, студентами и преподавателями вузов, представителями власти, врачами, социальными работниками и многими другими. Все это позволяет сегодня архипастырям быть причастными к реальной жизни приходских общин, монашеских обителей, духовных школ, современного общества в целом, чувствовать их проблемы и заботы. Поэтому есть все основания надеяться, что деятельность Архиерейских Соборов после образования новых епархий, которые со временем будут крепнуть и развиваться, станет еще более плодотворной, ибо только живая духовная связь всех членов Церкви со Христом и друг с другом является залогом успеха деятельности Соборов. Для этого в настоящее время Святейшим Патриархом создаются все условия. Наша святая обязанность оказывать ему всяческую поддержку и следовать принятым соборным решениям в нашем служении.
— Какую часть постановлений Архиерейского Собора 2013 года оказалось наиболее сложно выполнить в Вашей епархии?
— С Божией помощью все постановления Архиерейских Соборов мы стараемся выполнять, прилагая к этому максимум усилий. Они направляются прежде всего на то, чтобы познакомить православную общественность и околоцерковных людей с позицией Церкви по жизненно важным вопросам, изложенной в соборных документах. Это осуществляется через епархиальные, частные и государственные средства массовой информации, организацию конференций, круглых столов, встреч с вузовской молодежью, педагогическим корпусом различных учебных заведений. Мы по слову Спасителя сеем и при дороге и в терниях, надеясь, что Сам Господь определит меру духовного урожая и число тех, кто обретет единомыслие с соборным разумом Церкви.