ПОЧЕМУ СКАНДАЛЬНЫЕ ТРАНСГЕНДЕРНЫЕ ТЕМЫ НАВЯЗЫВАЮТСЯ ВОЗМУЩЕННОМУ ОБЩЕСТВУ
Торговая сеть «ВкусВилл» неожиданно прорекламировала себя с помощью людей нового пола и нетрадиционных сексуальных ролей. Режиссер Константин Богомолов сообщил, что один из приглашенных им молодых режиссеров поставит в театре на Малой Бронной «Вишневый сад» с трансгендером Наташей Максимовой в роли Раневской. Общественное мнение то взрывается возмущением, то замирает от псевдохудожественных провокаций, но какая разница, если все это приносит провокаторам хайп. Утешает, что эти сюжеты страшно далеки от народа и никак не задевают глубинной жизни людей, но попытки впихнуть моду на гомосексуальность в актуальную повестку дня не кончаются. Уроки двух последних историй обсуждают эксперты «РГ».
МЫ ВИДИМ СТОЛКНОВЕНИЕ ДВУХ РЕАЛЬНОСТЕЙ
Владимир Легойда, глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ:
— Когда хозяева и менеджмент популярной продуктовой сети выбирают для своего продвижения на рынке гомосексуальную историю, это событие уже сложно посчитать маргинальным.
Острое возмущение рекламой тех, кто посчитал ее неприемлемой, заставило компанию оценить ее как ошибочную и извиниться за нее.
Среди выступающих против было много православных людей, представителей других традиционных религий и носителей традиционных ценностей. Которые однозначно заявили, что, к сожалению, больше не станут приходить в магазины «ВкусВилл». Поскольку происшедшее задевает их ценности.
Столь серьезная и консолидированная позиция, быстро изменившая ситуацию, даже для меня была несколько неожиданна. Я считаю, что это показатель того, что ценности имеют в нашем обществе серьезное значение.
Мне кажется очень важным, что люди христианского мировоззрения, последовав своему мировоззрению, заявили об отказе от очень привлекательной и симпатичной для них сети. А руководство торговой сети, столкнувшись с реакцией протеста, поменяло свое решение. Надеюсь, что своим извинением оно заявило в том числе и определенную мировоззренческую позицию.
Однако вослед на извинения магазина последовала реакция ЛГБТ-сообщества. Она показала, что сколь бы мы ни были уверены, что эта тема «не наша», а западных стран, мы должны признать ее присутствие. Иначе откуда взялись сотни подчас довольно агрессивных записей в «Инстаграме», которые все видели. Частое употребление слова «позор» явно показывает, что есть немало людей, готовых объявить протест против такой рекламы «гомофобным», «средневековым» и «узколобым». Они уже не понимают или не хотят понять, что, по мнению других людей, это потрясение фундаментальных основ человеческого общежития и разрушение нормальных человеческих отношений.
Перед нами столкновение двух реальностей. Не «где-то там», а у нас «здесь и сейчас». И я, покупатель «ВкусВилла», читая в «Инстаграме» агрессивные записи на русском, понимаю, что их авторы не персоны «загнивающего Запада».
Мы живем в ситуации очень сильно разбегающихся представлений о том, что такое хорошо и что такое плохо. А агрессия при обсуждении таких тем показывает, что до диалога далеко, зато от столкновения двух реальностей уже никуда не деться.
Христиане, призванные своей верой разделять отношение к греху и грешнику, не очень-то понимают, как это применить к реальной ситуации, когда человек, с христианской точки зрения совершающий грех, так не считает.
Мне сложнее давать оценки ситуации с приглашением в спектакль театра на Малой Бронной актера-трансгендера. Но я предполагаю, что и здесь мы имеем дело со столкновением разных представлений о мире, с которым будем встречаться все чаще и которое будет требовать от нас поведенческой определенности. Может быть, решение со стороны Богомолова связано и с талантами приглашенной в театр необычной актрисы, но невозможно игнорировать и то, что особенности этого человека вышли на первый план.
Мы знаем, что провокация стала частью художественного метода, самого искусства (и можно сказать, что и его искушением), но тут все-таки важно, для чего она делается. Одно дело собственно художественная провокация в фильме или книге, и другое — привлечение в спектакль такого человека.
Не надо спешить в такой ситуации становиться в морализаторско-осуждающую позицию, но при этом надо понимать, что если ты заходишь за вполне определенные и давно расставленные в нашей жизни флажки — что можно и что нельзя, — ты должен нести ответственность за то, как «прочитается» твое поведение. Да и понимать то, что эти флажки не переставляются сходу так, как тебе удобно.
А еще важно помнить, что если твое мировоззрение основано на Евангелии, то есть вещи, которые с ним никак не сочетаются. И человек, декларирующий христианское мировоззрение, должен останавливаться в действиях (даже художественных), манифестирующих антихристианские позиции. Последовательность — качество, которое сегодня особенно ценится. И, по-моему, оно важнее хайпа.