Москва, 27 октября. На площадке VII Международного фестиваля «Вера и Слово», в рамках Конференции «Популяризация в молодежной среде культурного наследия России и традиционных ценностей посредством православных СМИ» прошел мастер-класс по фотографии. Мастер-класс собрал сотрудников епархиальных информационных отделов и пресс-служб, а также журналистов православных СМИ, заинтересованных в совершенствовании навыков работы с фотоматериалами.
В качестве ведущих экспертов мастер-класса выступили руководитель фотослужбы пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси иерей Игорь Палкин и основатель творческого объединения «Феофания», историк и коллекционер фотографии Константин Бенедиктов.
Иерей Игорь Палкин в своем выступлении обратил внимание слушателей на то, что в современном мире изображение приобретает все большее значение как источник информации. «Порой один кадр может рассказать человеку больше, чем даст ему чтение большого текста или просмотр видеоролика», — отметил он.
Священнослужитель также акцентировал внимание участников мастер-класса на целях и задачах, которые должны ставить перед собой фотографы, снимающие в рамках церковной тематики. По его мнению, помимо непосредственного свидетельства о жизни Церкви, такое изображение должно соответствовать как техническим, так и художественным требованиям, которые предъявляются сейчас к фотографии.
Глава Патриаршей фотослужбы отметил, что церковным СМИ не следует ограничиваться в своей работе освещением исключительно литургической жизни Церкви. Такие рамки, напомнил он собравшимся, обедняют изобразительный язык церковных медиа; репортаж с богослужения не может быть единственным возможным форматом. В качестве альтернативных жанров он предложил использовать фотоистории и фотозарисовки, посвященные тем сторонам церковной жизни, которые до сих пор малоизвестны широкой аудитории.
Священник Игорь Палкин также поделился своим видением того, каким образом церковные СМИ могли бы повышать уровень профессионализма в области работы с фотографией. По его словам, существуют два варианта: первый — подготовка собственных кадров, выращивание молодых фотографов непосредственно в церковной среде; второй — сотрудничество с уже состоявшимися профессионалами, пусть даже не являющимися воцерковленными людьми.
Со своей стороны, К. Бенедиктов подчеркнул, что, оставаясь тесно связанной с жанром репортажа, фотография в Церкви тогда способна оказать большое влияние на зрителя, когда она не просто передает факт события, но выражает попытку автора осмыслить это событие, раскрыть его внутренний смысл.
«Фотография тогда становится фотографией, когда в ней присутствуют пространство и состояние. Именно к этому уровню владения изобразительным языком необходимо стремиться», — отметил он.
В качестве примера успешной реализации документально-художественного фотопроекта, посвященного церковной тематике, К. Бенедиктов привел специальный проект редакции сайта Rublev.com «Первая неделя — Последняя неделя».
Оба эксперта согласились тем, что для повышения уровня профессионализма фотографам (не только церковным) требуется постоянное погружение в лучшие традиции мировой фотографии и изобразительного искусства, знакомство с лучшими их образцами. При этом, как отметили священник Игорь Палкин и К. Бенедиктов, должен сохраняться трезвый подход к оценке различных направлений современной фотографии и современного искусства в целом.
В заключение встречи эксперты ответили на многочисленные вопросы аудитории.