Москва, 3 марта. В рамках проекта «Подкаст.Лаб» на «Первом канале» вышла передача председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, профессора МГИМО В.Р. Легойды «Собрались с мыслями», посвященная теме «Зачем нужен университет?».
Гостями передачи стали и.о. декана философского факультета МГУ А.П. Козырев и декан медико-биологического факультета РНИМУ им. Н.И. Пирогова Е.Б. Прохорчук.
Подкаст был посвящен вопросам высшего, университетского образования, его ценности и качества в нашей стране и в мире сегодня. Открывая передачу, В.Р. Легойда рассказал гостям случай из собственной практики, иллюстрирующий явление, когда студенты выбирают ВУЗ не из образовательных, учебных, или научных стремлений, а иных, отстраненных от знаний соображений. В связи с этим ведущий задал вопрос: чем же на самом деле является высшее образование?
Отвечая на поставленный вопрос, А.П. Козырев подчеркнул, что университет — это место, где дают не прикладные навыки, но представление о цели, смысле человеческой жизни и человеческой деятельности. «Если философ, физик, медик, математик не задает "предельные" вопросы, то он плохой выпускник университета. Он не только должен хорошо знать свою сферу знаний, но и задавать "предельные" вопросы: какое место моя наука имеет в системе наук, в универсуме человеческого знания? Готов ли я отдать свою жизнь ради истины? Или истина ситуационна, случайна, фрагментарна? Именно поэтому университет и есть вершина высшего образования. Это место, где человек становится в определенном смысле "идеалистом", руководимым высшими принципами».
Е.Б. Прохорчук поддержал своего коллегу: «Университет — это про образ жизни, это онтология». Он рассказал, что некоторые специалисты выделяют три типа высших учебных заведений: классические исследовательские университеты (англо-саксонская модель), профессиональные школы, институты (российско-германская модель) и так называемые «клановые», элитарные школы (наподобие Итонского колледжа). При этом, в советскую эпоху в нашей стране была практически доведена до идеала вторая модель, однако образовательная система не устояла. «Сказалось отсутствие того, что должно быть в университете: видения мира, чувствования мира. Того чувства, которое должно прививаться системой».
Развивая мысль, В.Р. Легойда отметил, что сегодня идет глобальная борьба с оглуплением, борьба профессионального знания с дилетантским. В первом он выделил три принципиальных составляющих. Это определенность знаний, экспертный характер знаний; умение отличить псевдонауку от настоящей; комплексность знаний, как из гуманитарных, так и из технических областей вне зависимости от специализации.
Говоря о профессиональном знании, Е.Б. Прохорчук отметил, что знания постоянно обновляются: появляется новое знание, устаревают прежние подходы. В университете должны учить отличать истинное знание от ложного. «Недостаточно одного профессионализма, необходимо дать понимание жизни. Профессионализм — это необходимое условие, но недостаточное».
Ведущий и гости пришли к выводу о серьезной проблеме в образовательной области, связанной с отсутствием взаимного уважения между поколениями, в том числе, как отметил А.П. Козырев, поколениями ученых. Он добавил, что для успешного развития образовательной (и не только) сферы необходимо обрести порядочность в этих отношениях. Е.Б. Прохорчук заметил, что фактически это связано с разрывом между стремлением большей части нашего общества к комфортной традиционной жизни и необходимостью прогресса, ритм которого большинству неудобен. В этой связи возникает прослойка общества, постоянно участвующая в «забеге» прогресса и пользующаяся поддержкой остального населения — профессиональная, научная, творческая. Университет здесь предстает мостом между традицией и прогрессом.
Еще одной темой состоявшейся дискуссии стало глобальное падение ценности высшего образования. А.П. Козырев назвал это трендом на массовые университеты, который особенно развился на Западе, где бакалавриат выступает продолжением средней школы, при том, что элиты сохраняют доступ к качественному образованию в привилегированных учебных заведениях. По мнению А.П. Козырева, подобный двойственный путь неэффективен.
В завершение беседы В.Р. Легойда поблагодарил ее участников, отметив появление в ходе дискуссии новых тем для обсуждения и необходимость повторной беседы в подобном формате.