Москва, 28 июня. Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ, профессор МГИМО В.Р. Легойда принял участие в Международной конференции «Россия и Донбасс: перспективы сотрудничества и интеграции». В ходе конференции он выступил с сообщением на тему: «Место и роль науки, образования и культуры в сотрудничестве и интеграции России и Донбасса».
Отметив в начале значимость конференции «с точки зрения освещения и осмысления перспектив и путей сотрудничества, научной, культурной и образовательной интеграции России и Донбасса — на жизненном пространстве русской цивилизации», спикер коснулся темы международного контекста диалога культур.
В.Р. Легойда отметил, что «мы говорим об интеграции в то самое время, когда в мире намечается тенденция к обострению противоречий между народами — одним из первых сигналов к этому была новая идеологема "cancel culture"».
По его мнению, «планирование путей интеграции — всегда поиск общего — того, что нас объединяет и послужит залогом единения в будущем — вневременного, простирающегося вне политической и иной конъюнктуры. Интеграция связана с осознанием идентичности. В этом контексте для Донбасса имеет особое значение слово "русский", — русская культура, русское образование, русская наука. Самоидентификация нас как единого народа и есть главный залог объединения, для которого должны быть созданы условия».
«Сегодня, говоря о сотрудничестве России и Донбасса, в первую очередь упоминают об экономической и правовой интеграции. Конечно, необходимо иметь планы восстановления городов, налаживания в них инфраструктуры, связи, торговли и т.д. Однако наряду с экономической интеграцией должна происходить интеграция образования и культуры. Одновременно, параллельно друг с другом, а не последовательно. И не факультативно», — заявил глава Отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ.
«Как преподаватель, посвятившей работе в высшей школе более четверти века, отмечу, что образование не только в России, но во всем мире находится в кризисе. Что такое типовое образование? Что такое высшее образование? Для чего оно нужно? На эти, казалось бы, простые вопросы, четких ответов сегодня никто не дает. Сейчас в образовательном пространстве России эти вопросы получили новое звучание благодаря выходу нашей страны из Болонской системы и дискуссии о том, что должно стать основой образования будущего», — отметил В.Р. Легойда
«Я уже неоднократно говорил, что министерства просвещения и образования и науки — важнейшие стратегические министерства. Именно образование объединяет нацию, объединяет поколения. При существующей доступности знаний возникает парадоксальная ситуация их невостребованности. Поэтому создание не только качественного, но и притягательного содержания становится задачей организаторов образовательного процесса. То же самое можно сказать о популяризации культуры и науки. Известно, что сотрудничество между российскими и донецкими ВУЗами развивалось и прежде, но в нынешнем году для него открылись новые возможности», — продолжил он.
В завершение своего выступления председатель Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ подчеркнул роль Русской Православной Церкви в созидании единства народов и культур, организации их диалога и гармонизация взаимоотношений.
«Церковь считает своим непременным долгом заботиться о поддержке людей, осуществляя не только их духовное окормление, но и оказывая благотворительную помощь всем нуждающимся. По благословению Святейшего Патриарха, в приходах Русской Православной Церкви регулярно осуществляется сбор пожертвований, продуктов питания и одежды для передачи в качестве гуманитарной помощи всем, кого затронули эти непростые события. Святейший Патриарх Кирилл неоднократно высказывался о сложившейся ситуации на Украине», — сообщил представитель Церкви.
«Уверен, что столь положительный опыт миссии Церкви в области благотворительности нужно распространять и на соработничество в гуманитарной сфере. Наши Синодальные учреждения и духовные школы остаются неизменно открытыми к такому взаимодействию», — заключил В.Р. Легойда.