+7 (495) 781-97-61 contact@sinfo-mp.ru

В Русской Православной Церкви прокомментировали ситуацию с выселением Украинской Православной Церкви из Киево-Печерской лавры

В Русской Православной Церкви прокомментировали ситуацию с выселением Украинской Православной Церкви из Киево-Печерской лавры

«УКРАИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ЯВЛЯЕТСЯ ЗАЛОЖНИЦЕЙ В РУКАХ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ»

Украинские власти несколько скорректировали свои требования относительно Киево-Печерской лавры. «Никто не ставит вопрос о выселении монахов из лавры», — заявил министр культуры и информполитики Украины Александр Ткаченко. Впрочем, при ближайшем рассмотрении корректировка предстает словесной эквилибристикой. О том, как относятся к происходящему в Московской Патриархии, мы поговорили с заместителем председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Вахтангом Кипшидзе.

«Речь идет о возврате имущества, которое принадлежит государству, — "уточнил" Ткаченко. — Как движимого, так и недвижимого. Если кто-то и должен выезжать, на мой взгляд, в первых рядах, то это как раз те руководители, которые вели незаконные застройки на территории объекта ЮНЕСКО на протяжении многих лет, — митрополит Павел, Антоний, Синодальное управление, администрация Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. А уже потом можно говорить обо всех остальных».

Для справки: митрополит Павел (Лебедь) — митрополит Вышгородский и Чернобыльский, наместник Киево-Печерской лавры. Митрополит Антоний (Паканич) — управляющий делами Украинской Православной Церкви. Резиденция предстоятеля Украинской Православной Церкви митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия (Березовского) также находится на территории Лавры.

Говоря же «обо всех остальных», министр заметил, что «у них всегда есть выбор» и что после того, как руководство Украинской Православной Церкви покинет территорию монастыря, «ситуация может коренным образом измениться», дав понять, что рядовые монахи получал возможность остаться в Лавре в случае перехода в непризнаваемую Русской Православной Церковью «Православную церковь Украины».

Короче говоря, никаким смягчением требований на самом деле не пахнет. Да и письменные предписания остаются в силе: согласно письму руководства Национального заповедника «Киево-Печерская лавра» в адрес монастыря, датированному 10 марта этого года, структуры Украинской Православной Церкви должны освободить помещения лавры в срок до 29 марта.

— Вахтанг Владимирович, какова, по вашей информации, ситуация в Киево-Печерской лавре и вокруг лавры на текущий момент?

— Ситуация является тяжелой. Верующие Украинской Православной Церкви, в частности, насельники монастыря, находятся под угрозой — им, как вы хорошо знаете, было предложено покинуть территорию монастыря. Но Украинская Православная Церковь сказала, что она не понимает, каким образом можно выполнить это незаконное предписание.

Хотел бы также сказать, что выселение насельников — это не просто смена арендодателя. Для монашествующих, которые посвятили своему служению практически всю свою жизнь, которые пошли в лавру для того, чтобы там удалиться от мира, молиться и принять смерть, это предписание является совершенно невозможным, немыслимым насилием над совестью.

Именно поэтому Предстоятель Русской Православной Церкви Патриарх Кирилл обратился во все международные организации — в ООН, в ОБСЕ, в Совет Европы, — к главам Поместных Православных Церквей, инославных общин с призывом обратить внимание на эту вопиющую ситуацию.

Мы рассматриваем инициативу украинских властей как совершенно неприкрытый акт религиозных преследований.

— Есть ли, ваш взгляд, шанс предотвратить изгнание Украинской Православной Церкви из лавры?

— К сожалению, украинские власти развернули такие масштабные религиозные гонения, что их дальнейшие действия очень сложно предсказывать. То, что казалось немыслимым еще несколько месяцев назад, сегодня стало реальностью. Поэтому, честно говоря, никаких поводов для оптимизма видеть во всей этой ситуации не приходится. Я имею в виду — с точки зрения перспективы какого-то мирного разрешения.

— К чему все-таки готовятся священноначалие Украинской Православной Церкви и монастырская братия — к выселению или к сопротивлению?

— Честно говоря, мне сложно судить о том, как именно будет реагировать начальство лавры на такой акт беззакония. Но, думаю, симпатии верующих Украинской Православной Церкви, конечно же, на стороне насельников лавры. Думаю, что на Украине найдется немного людей, которые поддержали бы такого рода действия. Несмотря на всю пропаганду, на попытки создать образ врага из Украинской Церкви, на обвинения в нелояльности, ее авторитет в обществе остается высоким.

— В прошлом году Украинская Православная Церковь объявила о полном отделении от Московского Патриархата. Так, во всяком случае, явствует из решений майского собора Украинской Православной Церкви. Как это отразилось на взаимоотношениях Русской Православной Церкви и Украинской Православной Церкви?

— Мы не можем давать оценку этим действиям, потому что они предприняты в условиях принуждения. Постановления, принятые под давлением, не могут рассматривать как в действительности отражающие позицию Украинской Православной Церкви.

Святейший Патриарх неоднократно призывал молиться за предстоятеля Украинской Церкви, иерархов и верующих, которые находятся в условиях, когда им не дают спокойно жить своей жизнью, пользоваться той свободой вероисповедания, которой они пользовались с конца 1980-х годов прошлого века. То, что сейчас происходит, напоминает об антирелигиозных гонениях первых лет советской власти.

— И все-таки, существуют ли сейчас, поддерживаются ли эти отношения?

— Вы знаете, в практическом плане поддерживать отношения очень сложно, так как любое взаимодействие между Украинской Православной Церковью и священноначалием Русской Православной Церкви грозит преследованиями, грозит жизни и здоровью священников и верующих Украинской Церкви.

Но вместе с тем мы знаем, что на Украине есть приходы и монастыри, где, несмотря на все обстоятельства, продолжают с риском для жизни поминать Святейшего Патриарха. Демонстрируя этим огромную волю и смелость и еще раз доказывая, что Церковь находится вне политических нестроений, спровоцированных в отношениях между русским и украинским народом третьими силами.

— В последнее время руководство Украинской Православной Церкви всеми своими жестами, заявлениями, решениями всячески подчеркивает свою дистанцированность от Москвы. Не сослужит ли в таком случае поддержка, заступничество Московской Патриархии — и в вопросе лавры, и в других вопросах, — дурную службу Украинской Церкви?

— Канонический статус Украинской Православной Церкви был и остается таковым, что она пользуется правами автономии, а это предполагает очень широкую свободу действий. Мы об этом всегда говорили, когда украинские политтехнологи лживо заявляли, что Украинская Церковь якобы находится под политическим контролем Москвы.

Все это лишь предлог для давления на Украинскую Церковь, лишения ее храмов, приходов, для рейдерских захватов церковных зданий. Конечная цель очевидна — уничтожить Украинскую Православную Церковь как таковую.

Те обращения, которые сделал Святейший Патриарх в адрес руководителей международных организаций, представителей мировой общественности, связаны не с тем, что мы хотим опровергнуть заявления Украинской Православной Церкви, а с тем, что она находится в ситуации, когда сама не может никуда обратиться.

Я многократно наблюдал, как представители Украинской Церкви, присутствовавшие на международных площадках, боялись заявлять о гонениях, которые развернуты украинской властью, потому что знали: если они сделают это, то, вернувшись, будут подвергнуты преследованию как изменники или по каким-то другим вымышленным причинам. Украинская Православная Церковь фактически является сегодня заложницей в руках политической власти.

Московский Комсомолец