«Православная церковь Украины» ненавидит все, что связано с Россией. Она извлекает выгоду из военного конфликта и отдаляет какие-либо перспективы мира, утверждает заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе.
Об этом, а так же о преследованиях за веру он рассказал в интервью изданию «Украина.ру».
— Вахтанг Владимирович, как Русская Православная Церковь относится к спецоперации?
— Прежде всего, я хотел бы сказать, что отношение Церкви к любого рода военным конфликтам формировалось многие столетия. Заключается оно в том, что Церковь прежде всего молится о мире; считает, что войны — это результат человеческого греха.
Вместе с тем отношение Русской Церкви к специальной военной операции России (СВО) основывается на том, что это во многом братоубийственное противостояние, которое спровоцировано внешними силами. Об этом неоднократно говорил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, и именно эта позиция выражается в специальном письме представителя Русской Православной Церкви во Всемирный совет церквей.
Наши молитвы направлены на то, чтобы противостояние, которое одинаково наносит ущерб и русским людям и жителям Украины, разрешилось. Но вместе с тем, как вы хорошо знаете, Церковь всегда благословляла воинское служение, а Святейший Патриарх многократно встречался с российскими воинами и благословлял их на выполнение воинского долга.
В рядах армии России также присутствуют военные капелланы — священники Русской Православной Церкви, которые оказывают пастырскую помощь нашим военнослужащим. Некоторые капелланы приняли смерть на полях сражений, будучи убитые иностранным оружием. Их примером вдохновляются многие священнослужители и миряне Русской Церкви.
— Как Русская Православная Церковь оценивает ситуацию на Украине и религиозный раскол в стране: гонения и обыски у священнослужителей, раскол и создание «Православной церкви Украины» (ПЦУ) вместо Украинской Православной Церкви, захват храмов?
— Мы стали свидетелями совершенно беззаконного вмешательства Константинопольского Патриархата в дела Украинской Православной Церкви. При участии тогдашнего президента Петра Порошенко и, возможно, западных сил был получен так называемый томос, нацеленный на сознание квази-легитимной религиозной структуры на Украине, ненавидящей все, что связано с Россией.
Этой структурой стала «Православная церковь Украины» (ПЦУ). Это раскольническая группировка, которая на протяжении всего времени своего существования поощряет братоубийственное противостояние между Москвой и Киевом, извлекает выгоду из военного конфликта и радикализирует разделение России и Украины. ПЦУ своей деятельностью отдаляет какие-либо перспективы мира.
Украинская Православная Церковь была не готова стать орудием ненависти и противостояния, отказаться от того, что является частью нашей общей истории. Из нашего общего крещения на берегах Днепра выросла вся Русская Православная Церковь, том числе те верующие, которые сейчас живут на территории Украины.
За то, что Украинская Православная Церковь отказалась порвать со своим прошлым, разрушить историческую преемственность, она подверглась беспрецедентным гонениям на территории Украины. Киевский политический режим по сути беззастенчиво уничтожил Украинскую Православную Церковь просто за то, что она есть. С подобными антирелигиозными гонениями мы, пожалуй, сталкивались только во времена военного коммунизма и антирелигиозных репрессии 30-х годов.
Характерно, что уничтожение религиозной общины Украинской Православной Церкви происходит при абсолютном молчании тех структур, которые всегда называли себя правозащитными. Никому не интересна судьба миллионов верующих, никого не возмущает изгнание людей из храмов, рейдерские захваты, пленение и даже убийства священнослужителей. И такие вещи делает государство, которое является для этих людей родным.
— Как Вы сами лично, вне позиции Русской Православной Церкви, относитесь к таким гонениям?
— Я думаю, что рано или поздно история даст свои оценки всем тем людям, которые ответственны за безбожные гонения, нацеленные на уничтожение невинных людей и причинение им боли и страданий. Мы можем только молиться за наших единоверцев, поскольку любые наши слова в поддержку только еще больше ожесточают гонителей церкви.
— Служба безопасности Украины задержала в Киеве православного публициста Дмитрия Скворцова. Ранее его долго преследовали, проводили в доме обыски. СБУ называет его «агентом ФСБ» и пропагандистом, но его основной темой всегда было православие, защита веры, никакой политики, чистая религия. Как Вы расцениваете гонения на православного журналиста, арестованного за веру?
— Я считаю, что это совершенно ужасный пример «охоты на ведьм». Человека преследуют только за то, что он хочет принадлежать своей Церкви, хочет говорить то, что следует из истории, из традиций, по которым он вырос и которых хочет придерживаться, несмотря на все политические обстоятельства.
Обвинения Дмитрия Скворцова в том, что он какой-то агент — это вымысел. Вся его деятельность носила публичный характер, пользовалась поддержкой и симпатией, я думаю, со стороны, многих клириков и мирян. Никаких указаний из иностранных для Украины центров, в том числе из России, он не получал. Дмитрий действовал исключительно по своей совести и по своей вере. Его имя будет навсегда вписано в историю кровавых антирелигиозных гонений, организованных политическими экстремистами.
Разумеется, мы опять же не видим никакой реакции международного журналистского сообщества. Политические силы в Европе и в других регионах земного шара, которые называют себя защитниками журналистов, как всегда, молчат.
— Как Патриархат будет реагировать на арест Дмитрия Скворцова? Русская Церковь уже обращались в какие-то международные организации?
— Прежде всего мы категорически осуждаем данное беззаконное деяние, гонения за веру и за позицию. Думаю, что мы рассмотрим обращения и в международные организации. Хотя, к сожалению, последнее время большинство таких структур закрывает глаза на происходящее на Украине и дает местным властям абсолютный карт-бланш в действиях, поощряя безнаказанность и безответственность Киева.
Все это стоит свободы, иногда жизни многим украинцам, которые позволяют себе выступать с иной точкой зрения, чем того требует политическая целесообразность.
— Встречи Святейшего Патриарха Кирилла с юными спортсменами Донбасса являются «важной духовной точкой опоры» для молодежи, сообщил председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда у себя в Telegram-канале. Как еще Русская Православная Церковь помогает гражданам новоиспеченных территорий РФ?
— Прежде всего, я бы хотел напомнить о том, что Русская Православная Церковь развернула беспрецедентную по своим масштабам гуманитарную деятельность, которая предполагает помощь беженцам, пострадавшим от военного конфликта. Например, врачи больницы святителя Алексия (учреждение Русской Православной Церкви) посменно работают в мариупольских медицинских учреждениях, помогают людям, которые, лишены врачебной помощи.
Русская Церковь объявляет многочисленные сборы для благотворительной помощи беженцам и пострадавшим на Украине, передает им необходимые вещи, оказывает духовную поддержку в местах временного размещения.
Везде, где от Церкви нужно теплое пастырское слово, жертвы конфликта его получают.
В заключение я хотел бы сказать, что главный наш инструмент — это молитва. Я думаю, что именно единый молитвенный дух объединяет нас с людьми, которые долгие годы подвергались преследованиям. Думаю, что именно ощущение единства перед Богом в Православной Церкви больше всего поддерживают всех верующих в эти сложные времена.