Русская Православная Церковь впервые отмечает Крещение Господне в условиях пандемии коронавируса. О духовных смыслах, которые открывает людям это непростое время, о ныряниях в прорубь, гаданиях и других народных традициях, о проверках антивирусных мер в храмах, о добровольности вакцинации и прививках духовенства, о ковид-диссиденте бывшем схиигумене Романове, об экс-протодиаконе Кураеве и задачах дисциплинарной комиссии по расследованию нарушений священнослужителей в эксклюзивном интервью РИА Новости рассказал председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда. Беседовала Ольга Липич.
— Владимир Романович, каков смысл праздника Крещения Господня? И как вы относитесь к сопровождающим его народным традициям и забавам, к купаниям в проруби, очередям за крещенской святой водой или гаданиям? Понимаю, что гадаете вряд ли, но вдруг погружаетесь в прорубь?
— В праздновании Крещения Господня я бы разделил церковное и народное измерения. Они присутствуют во многих православных праздниках в России и других странах, где есть Православные Церкви. Два этих измерения могут где-то пересекаться.
Церковное празднование — это богослужение и великое освящение воды в память принятия Христом Крещения от Иоанна Предтечи в водах Иордана. Праздник Крещения называется также Богоявлением, потому что, как говорит Священное Писание, на Иисуса снизошел Дух Святой в виде голубя, засвидетельствовав, что крещаемый — Богочеловек, Спаситель мира.
Что касается благочестивого обычая погружения в реки и иные водоемы в день Крещения, то он прочно вошел в традицию празднования, относясь к «народному измерению». Погружаться в освященную воду нужно, как сказал Святейший Патриарх, осознавая, что это соприкосновение святыне, осеняя себя крестом и молясь о себе и своих близких. Недопустимо превращать погружение в освященную воду в подобие моржевания со спиртными напитками и прочими неподобающими празднику развлечениями.
Крещенское купание не является свидетельством праведности само по себе, каждый решает, позволяет ли ему здоровье и выносливость погружаться в ледяную купель. И если человек принимает такое решение, то должен делать это с верой и молитвой, а не для забавы и удали.
Лично я в этом году в прорубь не окунался, а в предыдущие годы бывало по-разному. Многие мои знакомые в крещенских купаниях участвуют.
Что касается гадания и прочих оккультных развлечений в святки, то ничего более несовместимого с православным вероучением я и представить себе не могу. Языческие практики подобного рода — самый короткий путь лишить себя благодати и радости, который приносит в мир Богомладенец Иисус.
— Каковы главные отличия празднования Крещения в 2021 году из-за пандемии? Какие антивирусные меры обязательны на богослужениях и при посещении храмов теми, кто пришел только за крещенской водой?
— Главное отличие празднования Крещения в период пандемии носит внешний характер и заключается в необходимости исполнять все предписанные ранее Священным Синодом санитарно-эпидемиологические меры: масочный режим в очередях за крещенской водой и на богослужениях и социальное дистанцирование.
Сами же по себе крещенские купания, как представляется, не создают дополнительной угрозы заражения коронавирусной инфекцией. Ведь на открытом воздухе соблюдать безопасную дистанцию гораздо проще, чем в помещении. На открытом воздухе, как правило, раздают и крещенскую воду.
— Во всех ли епархиях в храмах сегодня обязательны маски, перчатки и социальная дистанция? Кто контролирует соблюдение санитарных требований в храмах, бывают ли проверки от священноначалия или Роспотребнадзора?
— Мне кажется, что в большинстве наших храмов и монастырей пользуются средствами индивидуальной защиты, дезинфицируют поверхности, проветривают помещения и исполняют другие необходимые антивирусные меры.
Что касается контроля, то не сомневаюсь, что христианская ответственность настоятеля и прихожан — лучшая гарантия безопасности. Необходимости в каких-то специальных проверках я не вижу.
— Почти год уже мы живем в новых реалиях пандемии коронавируса и различных ограничений. Открывают ли постигшие мир испытания новые смыслы в праздновании Рождества Христова, новолетия, Крещения? Эпидемия для вас — это случайность или наказание человечеству, за какие грехи или ради каких изменений?
— Сам по себе смысл христианских праздников на протяжении веков остается неизменен, несмотря на эпидемии и иные катастрофические события. Нет отдельного Евангелия для пандемий и для времен сравнительного благополучия. Христианская община переживала куда более сложные времена чем те, свидетелями которых нам сейчас пришлось стать.
А вот для себя лично мы могли бы раскрыть какие-то новые смыслы. И прежде всего, способность ценить то, что у нас есть. Как говорится, подлинное значение кислорода мы понимаем, когда его не хватает для дыхания. Так в случае с эпидемией, мы осознали, насколько ценно участие богослужениях, в церковно-приходской жизни. Что это не нечто само собой разумеющееся, а дар Божий и Его милость к нам, за которую надо благодарить.
Что касается второй части вопроса, то мы, христиане, знаем, что наш мир помрачен грехопадением человека. Все, что в нем есть плохого, в том числе и болезни, связано с нашим отступлением от Бога, первородным грехом. Бог же не наказывает человечество, а, напротив, дает каждому возможность уподобиться Ему в делах милосердия и любви. Эпидемия дает каждому из нас множество таких поводов.
— Приемлемо ли в Церкви выражать разные мнения по поводу пандемии — от паники до ковид-диссидентства, и каковы границы подобного самовыражения?
— Вопрос отношения к эпидемии коронавируса не является догматическим, поэтому он не может и не должен разделять Церковь. И внутри Церкви, и вне ее есть разные суждения о степени опасности, которые несет в себе коронавирусная инфекция. Это связано в том числе и с тем, что некоторые переносят ее как легкую простуду, а некоторые попадают в реанимацию на ИВЛ.
Мы должны с любовью и терпением относиться к нашим собратьям, независимо от того, что они думают про это поветрие. Важно следовать всем предписаниям священноначалия, не подвергать друг друга угрозе заражения, использовать средства защиты — это наш общий христианский долг.
— Что будет с экс-схиигуменом Сергием Романовым, отлученным в сентябре от Церкви? Как вы прокомментируете объявленную им в заключении голодовку?
— Бывший схиигумен Сергий более не является членом Церкви. Но это не исключает возможности келейно молиться о его вразумлении для тех, кто его знал. Нет ничего радостнее для Бога, чем раскаяние грешника. Поэтому, по-прежнему, Церковь ждет и надеется на исправление отпавших.
Что касается объявленной Романовым голодовки, то мне сложно это комментировать. Насколько мне известно, сейчас он голодовку прекратил, в ухудшении состояния его здоровья никто не заинтересован.
— Что вы думаете о вакцинации от коронавируса? Насколько, на ваш взгляд, важен принцип добровольности прививки? Много ли архиереев, священников и монашествующих уже привились от коронавируса или намерены это сделать при возможности?
— Вакцинация — решающее средство победы над многими эпидемиологическими заболеваниями. Церковь никогда не выступала против прививок как таковых, как, впрочем, и абсолютного большинства иных форм медицинского вмешательства.
Однако принцип добровольности вакцинации является чрезвычайно важным с точки зрения уважения свободы и достоинства человека.
Любой дееспособный взрослый человек должен принимать решение сделать прививку самостоятельно. И, конечно, нельзя допускать поражения в правах тех, кто по какой-либо причине, включая медицинские предписания, не может вакцинироваться.
Некоторые архиереи и священники по своему выбору уже привились от коронавируса, но они не навязывают никому свое решение.
— Синод в декабре 2020 года учредил общецерковную дисциплинарную комиссию для более тщательного расследования правонарушений со стороны священнослужителей. Почему именно сейчас было принято такое решение, в связи с возросшим числом правонарушений?
— Никакого возросшего числа нарушений норм канонического права со стороны священнослужителей я не наблюдаю. Вместе с тем, считаю, что для более качественного расследования подобных нарушений необходимо создавать эффективные органы, укомплектованные профессиональными кадрами. Убежден, что данная комиссия станет, прежде всего, орудием профилактики подобных нарушений.
— Как вы оцениваете прошение Кураева к Патриарху о пересмотре дела в епархиальном суде, насколько вероятен пересмотр? Какой вы видите его дальнейшую судьбу в Церкви?
— Уже не первый год я не даю никаких публичных оценок деятельности Кураева. Сейчас их оценил суд. Кураев воспользовался правом подать соответствующее прошение, апелляцию. Оно будет изучено судом, учитывая все складывающиеся обстоятельства.
Его будущее, как мне представляется, в первую очередь зависит от него самого. В общем, как будущее каждого из нас. От того, какие он сделает выводы из сложившейся ситуации и как будет себя вести.